ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
СОРОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №3
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Тюменская обл, Сорокинский р-н,
село Большое Сорокино
улица Советская 105
8(34550)2-28-45
school3.sor@obl72.ru

СОРОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №3

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
МЕНЮ

Служба "Точка опоры"

«Дети – зеркало наших ошибок»

В. Сатир

«Трудный»: кто он?

Чтобы оправдать собственные неудачи и просчеты в воспитании, взрослые придумали название «трудный» ребенок, которого неудобно и трудно воспитывать: сколько ни наставляй его на путь истинный, а все как о стенку горох. Это слово чаще употребляется по отношению к подростку (11-17 лет),  к младшим детям  оно применяется реже: они более «удобны», послушны и еще не могут открыто заявить свое «я». Можно сказать, что «трудный» — это характеристика не столько подростка, сколько его взаимоотношений со взрослыми. Трудные дети не доверяют взрослым, недолюбливают, а то и презирают их; взрослые, к сожалению, зачастую платят той же монетой.

Воспитание "трудных" детей

Одна из первоочередных задач в работе с «трудными» детьми состоит в установлении с ними доверительных отношений. Ваша дочь приносит из школы двойки? Ваш сын прогуливает уроки и дерется с одноклассниками? Все эти трудности временны и преодолимы, если вы любите своего ребенка и понимаете его.

Не спешите ругать и наказывать.  Прежде всего, расспросите о причинах неудобного вам поведения. Вполне может статься, что неудовлетворительные оценки вызваны тем, что дочь, при всем старании, не может усвоить материал, т.к. недостаточно понимает объяснения учителя. А драки с одноклассниками характеризуют вашего сына не как забияку и скандалиста, а человека, умеющего постоять за себя. Может, это не совсем уж и плохо?

Помощь "трудным" детям

Даже если ваше чадо далеко «не подарок» — быть не может, чтобы в нем не было замечательных и достойных похвалы качеств! Да, сыну не дается учеба, но зато в беге на длинные дистанции ему нет равных. Пусть ваша дочь вспыльчива и несносна, но  нарисованные ею картины оценили даже взрослые художники. Помогите ребенку найти дело по душе, которое даст ему возможность  раскрыться с лучшей стороны. Каждый человек хочет добиться признания и уважения окружающих; сделайте так, чтобы ваш ребенок тоже мог почувствовать собственную значимость: он замечательно танцует, пишет стихи, готовит борщ лучше мамы —  всегда можно найти, за что похвалить подростка! Поощряйте занятия в кружках, секциях и ансамблях, помогите сыну или дочери найти друзей по интересам.

Бывает, что ребенок, преуспев в каком-то одном деле и заслужив одобрение одноклассников, учителей и родителей, стремится и во всем остальном быть лучше. Известны случаи, когда грубиян и забияка становился мягче, сдержаннее и добрее, когда достигал успехов в спорте и получал признание окружающих. Или лауреат конкурса юных пианистов старался подтянуть учебу. Этот феномен объясняется тем, что однажды получив признание, подросток старается «держать марку».  Поэтому  опытные и мудрые педагоги могут дать ответственные задания отпетым двоечникам и хулиганам: например, назначат главным по организации праздника или судьей спортивных состязаний… Часто такой прием дает положительный эффект: подросток, которому оказали подобное доверие,  начинает лучше учиться и меньше хулиганить.

Трудных детей почти никогда не бывает в благополучных семьях. Как же так, скажете вы? Ведь известно много примеров, когда мама, допустим – врач, отец – инженер, а сын связался со шпаной и не закончил даже 9 классов? Но не всегда чисто внешнее благополучие: материальный достаток, хорошие квартирные условия, наличие высшего образования у родителей – говорит о благополучии внутрисемейных отношений. Бывает, что дом – «полная чаша»,  а ребенок — нелюбимый и нежеланный, отсюда все беды и проблемы: не получая понимания в семье, он ищет его на стороне. Часто подросток связывается с «плохой» компанией, где в чести умение выпить и покурить, потому, что именно там  он нашел признание своих талантов: «Так замечательно рассказывать анекдоты, как Сашка, никто не умеет!» Или: «Серега потрясающе играет на гитаре!»

Семейное благополучие – это гармония в отношениях родителей и детей: любовь, понимание, взаимопомощь, психологический комфорт. Невозможно обозначить четких критериев благополучной семьи: одна и та же семья может для одного ребенка быть благополучной, а для другого – нет. Один ребенок чувствует себя вполне счастливым в неполной семье, другому уход из семьи или смерть отца или матери доставляет серьезную травму; кто-то спокойно относится к тому, что папа не очень интересуется его школьными успехами,  другой очень сильно обижается на невнимание родителей.

Когда родители и педагоги называют ребенка «трудным», они обычно имеют в виду собственные трудности в его воспитании.

А трудно ли самому ребенку быть «трудным»? Статистика говорит о том, что большинство «трудных» детей имеют психологические проблемы: они обижены на окружающий мир за неуважение, отсутствие заботы, а порой и жестокость. Отклоняющееся от нормы поведение «трудных» часто вызвано протестом против взрослых или желанием обратить на себя внимание. Родители и педагоги, прежде всего, должны установить с подростком контакт и помочь ему преодолеть психологические проблемы, т.к. «неудобное» поведение «трудного», как правило, — следствие душевного дискомфорта и неприятия мира.

Рекомендации для родителей по воспитанию «трудных» подростков

Переходный возраст начинается с 12-13 лет и заканчивается примерно к 18 годам. Но это средние цифры, у каждого подростка переходный возраст проходит по-разному. Что же он собой представляет и почему его наступления так боятся родители? Все дело в том, что многим придется столкнуться с проблемой воспитания трудных подростков.

Не так давно ваш ребенок был спокойным и послушным, вам завидовали все знакомые. Они хвалили вашего отпрыска за его поведение, учебу и безобидные увлечения, типа собирания почтовых марок. В общем, у вас был не ребенок, а настоящий подарок. Но пришло время, и вы перестали узнавать в этом, ставшим непослушным, подростке ваше дитя. Уроки давно заброшены, комната завалена всяким хламом. Что произошло? Ваш ребенок начал взрослеть. Он еще не взрослый, но уже и не маленький. Теперь он много размышляет о своем месте в семье и обществе. И требует признания, как со стороны сверстников, так и со стороны родителей. Как же пережить переходный возраст? Каких рекомендаций для родителей по воспитанию трудных подростков следует придерживаться?

Первое и главное правило – запаситесь терпением

Только тогда вы сможете преодолеть этот тяжелый период без серьезных последствий. Подросток будет грубить вам и не слушаться, но это не повод, чтобы отвечать ему тем же. Конечно, откровенное хамство допускать нельзя, но сын или дочь должны почувствовать, что вы цените и уважаете их.      Хамство и грубость в ваш адрес появляются не просто так, это реакция подростка на ваше слова или поведение. Если вы постоянно критикуете или учите его, он не будет слушать, он просто нагрубит и уйдет. Проанализируйте свое поведение, возможно, что и вы в чем-то неправы.

Ваша любовь – главный союзник в воспитании трудного подростка

Помните, без любви и уважения ничего не получится. Если вы будете срываться на ребенке, унижать его достоинство, а то и наказывать физически, то он затаит в душе обиду на вас. Не критикуйте подростка, не смейтесь над ним, примите его таким, какой он есть.

Второе правило – примите увлечения подростка такими, какие они есть.

Как выглядит комната подростка 15-ти лет? Все кругом валяется, постель не заправлена, на стене, вместо карты мира, висят плакаты рок-групп. Короче говоря, все верх дном. А почему?  Полдня сидел за компьютером. Конечно, просить ребенка делать вовремя уроки и навести порядок в своей комнате необходимо, иначе он вырастет несобранным и  неряхой, но делать это нужно спокойно. Скандалить из-за этого не стоит.

Нравственное воспитание трудных подростков – дело сложное. Что интересует детей в переходном возрасте? Музыка, фильмы, компьютер, тусовки. Вам важно принять его интересы. Главное здесь, чтобы его увлечения не угрожали жизни и здоровью его самого и окружающих. Не говорите ему, что он сумасшедший, если он, к примеру, слушает группу «Ленинград» или «Красная плесень». Не критикуйте. Пройдет время, и он сам перестанет слушать этих исполнителей. А вот если вы будете запрещать ему это делать, то он взбунтуется. Запретный плод всегда сладок. Дома, он, может, не будет слушать эту музыку, а вот во дворе с друзьями будет, как говорится, отрываться по полной программе.

С трудным подростком нужно больше общаться, интересоваться его жизнью. Не отдаляйтесь от него. Как жаль, что к 15-ти годам, между родителями и детьми остается очень мало общего. Они живут разной жизнью. Задумайтесь об этом, ведь ошибки, допущенные при воспитании подростков, уже никогда не исправить.

Какие советы по воспитанию трудных подростков можно еще дать? Как вести себя родителям в столь трудный период? Как мы уже говорили, запаситесь любовью и терпением. С уважением относитесь к своему ребенку, ведь именно этого он ждет от вас.      Вы должны создать дома такую атмосферу, чтобы ребенок не хотел пропадать на улице.       Если дома его критикуют, не уважают и не любят, он будет искать недостающее во дворе, в компании друзей. Подросток должен видеть в родителях самых верных и надежных друзей. Здесь важно найти занятие, которое будет объединять вас. Главное, не будьте навязчивы с подростком, это может вызвать его отчуждение.  Чаще хвалите и поощряйте своего ребенка за хорошие поступки, не скупитесь на похвалу.  Любите и уважайте его. И тогда переходный период пройдет у вас в семье безболезненно.

Что же делать родителям?

Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно. Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное!

Громадное значение имеет для «трудного» подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.

Любите и уважайте своих детей!

 

Информацию подготовила Инякина И.А. - региональный консультант службы «Точка опоры».

© 2024. Сорокинская средняя общеобразовательная школа №3.