МЫ ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС НА САЙТЕ
МАОУ СОРОКИНСКОЙ СОШ №3!

Чуплинских Наталья Генадьевна

Концептуальное изложение
«Авторская идея в моей педагогической практике»
«Сюжетно-ролевая игра
как средство всестороннего развития
ребёнка»
Подготовила:
воспитатель: Чуплинских Н.Г
(Слайд 2)
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение,
как у взрослого – деятельность, работа, служба.
Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет
в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит, прежде всего, в игре»
А.С. Макаренко
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания, об окружающем мире, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер..
Свою работу по самообразованию я начала с 2017 года. Выбрала эту тему не случайно. На это были свои основания. Во первых, это связано с социальными изменениями в стране и последовательно коснулись сельской местности. Наше подрастающее поколение порой затрудняется ответить на вопрос: откуда к нам на стол пришли такие продукты как хлеб, молоко, яйцо или наоборот ново образующие профессии растут как грибы и мы не знакомы с их значимостью для человека. Тогда передо мной встали такие задачи:
(Слайд 3)
1. Продолжать учить детей брать на себя роли в соответствии с сюжетом игры.
2. Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, создавать недостающие для игры предметы (билеты, деньги).
3. Способствовать творческому использованию в игре представлений об окружающей действительности.
4. Развивать творческое воображение.
5. Формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
6. Знакомить с новыми профессиями и их необходимого значения для человека.
7. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника, умение считаться с интересами товарищей.
Изучая литературу по данной теме, познакомилась с методикой таких педагогов как:
Н.В. Краснощёкова «Сюжетно-ролевые игры для детей», И. А. Виноградовой «Сюжетно – ролевая игра для старших дошкольников».
Большое предпочтение я отдала методике Натальи Валентиновны Краснощёковой. Было разработано перспективное планирование по данной теме.
(Слайд 4)
Современные формы и приёмы работы с детьми включают в себя:
Интегрированную образовательную деятельность;
Проектную деятельность;
Проблемные ситуации;
Беседы;
Творческую деятельность.
Это всё что происходит в каждой сюжетно – ролевой игре.
Для себя я отметила, что по каждой теме недели нужно организовывать сюжетно – ролевую игру, чтобы убедиться, что дети усвоенную информацию применили в своей игре. Этот этап образовательной деятельности мне как воспитателю (наблюдателю) виден со стороны, что нужно закрепить, а что - то дополнить или индивидуально донести до ребёнка.
Полтора года работая над изучением значимости сюжетно – ролевой игры в развитии ребёнка мною были отмечены такие факты как:
Лидер среди детей (изюминка) – это главный показатель, что игра востребована, задачи педагога разрешились. В каждой игре свой лидер.
Анализируя этот факт, приходишь к выводу: лидер в игре тот ребёнок, у которого в семье его родные работают в этой сфере, то есть имитирует реальную жизнь. Часто играя в такую игру, ребёнок начинает задумываться о значимости папиной или маминой профессии, таким образом, прививаем любовь к профессии , в последствии переходя в семейную династию. Такое часто происходит в семьях педагогов, врачей, шофёра, тракториста или животновода.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми использую как прямые, так и косвенные приемы:
(Слайд 5) - приёмы
Прямые:
включаю детей в проектную деятельность по подготовке к игре;
вношу новые атрибуты;
беру на себя роли, подсказываю в ходе игры;
направляю игру в нужное русло;
если нужно переключаю внимание на другую игровую ситуацию.
Косвенные:
знакомлю с трудом взрослых;
читаю художественную литературу;
рассматриваем картины и иллюстрации;
совместно изготавливаем атрибуты.
Сюжетно-ролевые творческие игры - это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
Работу по развитию игровых умений веду с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В сюжетно – ролевой игре одновременно происходит развитие сразу по нескольким направлениям.
(Слайд 6)
Умственное развитие
Эмоциональное развитие;
Социальное развитие;
Развитие речи;
Развитие интеллекта;
Развитие творчества и воображения.
(Слайд 7)
Во-первых – использовала и проводила специальные занятия - игры, которые носили обучающий характер. Это такие игры как: «Оденем куклу Таню», «Маша заболела», «У Мишутки день рождения» и другие. Они рассчитаны на совместную игру педагога и детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками и предметами заменителями. Здесь я выступаю инициатором проведения игры: начинала игру, продумывала её ход и диалог между персонажами. Старалась вовлечь ребёнка в игру, вызвать его на разговор, добиться максимальной его активности. Обучающие игры проводила как фронтально, так и индивидуально.
Во-вторых – использовала драматизации знакомых детям сказок, таких как: «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят»; инсценирование стихотворений К. И. Чуковского «Телефон», «Кто колечко найдёт» - С. Маршака и другие.
Данную работу планировала и проводила на занятиях по ознакомлению с художественной литературой и в совместной деятельности, широко используя для этого театр на фланелеграфе, настольный театр. Для изготовления театра были привлечены родители.
Для развития у детей способности принять на себя роль животного в своей практике использовала и такие игры как: «Лиса», «Медвежата», «Кошка», «Лошадка», «Ежиха» и другие. Перед каждой из выше перечисленных игр рассматривала с детьми иллюстрации животных, читала стихи, небольшие рассказы, показывала повадки животных, просматривали с детьми мультипликационные фильмы и сказки о этих животных, слушали песенки.
В-третьих, организовывала наблюдения за трудом взрослых: предлагала детям понаблюдать дома за мамой, бабушкой, папой, просила рассказать о том, чем любят заниматься родители дома, какую помощь оказывают дети своим родителям. В группе проводила с детьми наблюдение за трудом няни, обращала внимание на последовательность действий, просила оказать ту или иную помощь.
На прогулке часто наблюдали за проезжающим транспортом. Задача подобных наблюдений нацелить детей на возможность переноса полученных знаний в игру.
В своей работе я использую следующие виды сюжетно-ролевых игр.
(Слайд 8)
1. Игры на бытовые сюжеты (семья, дочки матери, день рождения и др.)
(Слайд 9)
2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей ( Ферма, уборка урожая, птицефабрика, магазин, библиотека, и др.)
(Слайд 10)
3. Игры на героико-патриотические темы (На парад, пограничники, разведчики, снайперы и др.)
(Слайд 11)
4. Игры на темы литературных произведений (русские народные сказки, К. Чуковский «Муха Цикатуха»)
(Слайд 12)
В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой степени развития.
Сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. Умение педагога наблюдать за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.
Для перехода в школу у ребёнка должны развиться социально – коммуникативные способности, чтобы уметь работать в команде, коллективе, общаться со сверстниками и взрослыми.
В дальнейшей работе планирую и уже готовим совместно с детьми и родителями атрибуты к игре «Сбербанк», дополнить игру «Космонавты», «Ателье», «Пограничники».
(Слайд 13)